Все проявленное бытие происходит из единого источника — пракрити. Этот первобытный неистощимый источник бытия можно уподобить перевернутому дереву, чьи корни торчат наверху, а ствол и крона расположены внизу. Та часть дерева, которая скрыта от чувственного восприятия человека, — это корневая часть, мула-пракрити (мула —санскр. «корень»). Этот корень и порождает все творение.
Мула-пракрити, первичное бытие, — это состояние полного баланса, или равновесия. У этой пракрити нет пола, идентификации, формы — никаких признаков, квалифицирующих ее природу. Природа здесь недифференцирована, она — за гранью человеческого восприятия.
На этой ступени неразделимого единства бытие допускает лишь самые чистейшие и самые светлейшие частоты. На этой ступени все представлено саттвой, сущностью.
Для сохранения этого состояния целостности саттва непрерывно порождает из самой себя пространство. И это зарождение космоса составляет первый шаг в цикле творения. Какое-то время пространство изливается свободно — так в океане свободно течет вода. Но как только начинается проявление, начинается неумолимое движение вниз. По мере того, как генерируются потоки энергии, создается и блокировка их потока, поскольку течение завихряется обратно само на себя. Эта блокировка, это препятствие на пути потока пространства и есть тамас.
Именно тамас — первопричина творения, ибо без препятствия саттвические частоты никогда не начали бы нисхождение от тонкости к плотности.
Появление тамаса нарушает единообразие потока пространства, формируя независимую цепь. Эта новая цепь, замкнутая система, созданная на частотах корневой пракрити, называется золотым яйцом (санскр. хиранья-гарбха).
Пока пракриты остается инертной и неподвижной, не существует ничего, кроме чистой саттвы. Но генерирование пространства порождает движение и активность. Такова уж природа творения, что едва начинается действие, как энергия неизбежно начинает течь сверху вниз, превращаясь из тонкой в плотную. Как только начинается действие, формируются потоки энергии. И с течением времени один из потоков неминуемо сталкивается с другим — порождая турбуленцию, волны в эволюционном потоке.
Сами по себе гуны незаметны — вернее, они находятся за порогом нашего восприятия. Мы можем наблюдать лишь результаты их деятельности.
То же самое происходит с каждым человеком. Попытайтесь увидеть человека. Все, что способен воспринять глаз, — это совсем не человек. Тело, которое он видит, претерпевает бесконечные изменения по мере развития, взросления и увядания. Клетки постоянно умирают и заменяются вновь образованными. К двенадцати годам все ткани, с которых начинается жизнь организма, умирают. В сущности, каждые двенадцать лет человек обретает новое тело. При этом у него есть глубокое ощущение неизменности собственного «Я», которое скрывается за вечно меняющейся формой. Это «Я» и составляет сущность человека — но это «Я» нельзя увидеть.
Или же попытайтесь услышать человека. То, что вы слышите, — это не человек, а закодированные электрические сигналы в мозгу слушателя, которые возникают из-за воздействия колеблющихся молекул воздуха на барабанные перепонки. При этом внутренний звук человека, или его ритмический цикл, находится за порогом изменений внешних звуков, которые издает человек. Этот звук не может быть услышан другими.
Точно так же нельзя почувствовать запах другого человека, вы ощущаете лишь запах химических веществ и соединений, исходящих от тела, той химии, источником которой служит пища и напитки. Как нельзя узнать и вкусовые или осязательные ощущения другого человека.
В действительности человек ощущает не другого человека как такового, а лишь его следствие, плотное проявление существа этого человека. Но истинную природу другого человека нельзя постичь с помощью органов восприятия.
Все, что ощущается в присутствии другого человека, — это лишь внешнее следствие внутреннего причинного процесса, который в нем происходит. Вот так же нельзя ощутить органами чувств и реальную форму гун. Можно распознать лишь следствие их взаимодействий, их майю.
Секрет здоровья кроется в умении обращаться с телом. Эта жизненная практика основана на приобретении здоровых привычек в повседневной жизни, способствующих достижению ментального и физического здоровья.
Чем больше вы работаете над своим телом, тем глубже раскрываете для себя величие и необходимость этого знания. Приступая к этой работе в самом начале, не впадайте в отчаяние и не думайте, что ваше тело слишком испорчено и не в состоянии взять на вооружение эти здоровые привычки. Они срабатывают для каждого и в первый же день их освоения дают приток энергии.
А результаты непременно последуют. Наберитесь терпения. На то, чтобы изменить жизненные привычки, требуется некоторое время, но, когда мы начинаем осознавать происходящее, нам становится ясно, что в жизни нет ничего более важного, чем повседневная забота о теле.
Чрезвычайно важно, что огромное большинство этих принципов подтверждается научными данными. Восточно-западный синтез знаний о здоровье будет продолжаться, и эти знания подвергнутся научной проверке, чтобы самые эффективные техники обеих культур можно было использовать для профилактики психических и физических заболеваний,
Если мы хотим жить в мире и гармонии, то должны обратить внимание на законы природы, успокоиться и вернуться к истокам. Мы должны дать возможность нашим телам настроиться на природные ритмы. Мы должны понять суть рассвета и заката. Мы должны перенести акцент с того, что мы хотим делать, на то, что необходимо делать в данный период, в данное время суток, в данное время года. Мы не независимы, мы взаимозависимы. Мы зависим от природы.
«Дханвантари» рассказывает нам о том, что такое правильное функционирование тела, сообщает нам необходимые сведения о питании, сне и сексе — трех столпах человеческого храма. Она также объясняет, как можно сохранить в хорошей форме тело и сознание, вставая перед рассветом и ежедневно выполняя водные процедуры, массаж и медитацию. Она ассоциирует жизнь со всем, что есть полезного в мире, и может использоваться для установления внутреннего и внешнего баланса, покоя и гармонии.
Древние пророки знали, как решать проблему стресса: они рекомендовали вести дисциплинированную и упорядоченную жизнь, основанную на полном осознании тела, ума и духа. Тело и ум — это инструменты сознания, или духа.