Практика прямой реализации чистой божественной природы «Я» известна как Шамбхава йога, или шамбхава упая. В этой высочайшей форме практики стремление ума к мыслительному процессу и пониманию успокаивается.
На этой ступени практикующие начинают испытывать блаженство «Я», и по мере продвижения в практике, приходят к ясной интуитивной реализации своей божественной природы.
Шамбхава йогу следует выполнять без какого- либо давления и напряжения. Ум (манас) следует расслабить и успокоить. Укрощать его надо мягко, не пытаясь силой прекратить его активность.
Эта тонкая форма свидетеля-сознания в конце концов успокаивает ум и неукротимое желание эго защищать себя. Вся активность воображения, созерцания и концептуального мышления прекращается сама собой.
Чистое «Я»-сознание ярко сияет в наступившем покое, и «Я» интуитивно осознает и узнает Себя без помощи ума или способности понимать.
Такая практика приводит к прямой реализации Божественной Сути посредством шамбхава самавеша (в Кашмирском шиваизме определяется как внезапное непосредственное интуитивное осознание собственной Божественной Сути.), и, как следствие, к освобождению от всех оков.
С помощью регулярной практики самавеши практикующий становится дживанмуктой (термин в индуизме, которым в философской школе адвайты называют святого человека, достигшего стадии самоосознания - нирвикальпа-самадхи и полностью, до физической смерти, освободившегося от желаний и кармы) и обнаруживает в себе божественные силы.
Бхакти («бхакти – это сердце, а ум – это то, что часто подводит. Ум – это колебания, цепляние за мирские изменения, которые могут иногда быть привлекательными, иногда отталкивающими, но чистая бхакти является стабильностью ума») дает людям возможность в действительности почувствовать и узнать истину, реализованную в йогической практике.
Полноценная бхакти включает в себя и джняну, и карму. Когда действия становятся бескорыстными (нишкама), вы следуете дхарме и упадешам Гуру (उपदेश, upadeśa - наставления, рекомендации, предписания, которые Гуру дает ученику), и посредством джняны вы обретаете саччидананду (спокойствие, счастье и блаженство).
Когда шамбхава достигает полной зрелости, она занимает положение анупая (прямое непосредственное узнавание своей собственной природы без использования чего-либо вспомогательного).
Хотя об этой разновидности йоги нет достаточной информации, можно найти ее следы в Индии на протяжении многих веков. Существует традиционная поза, связанная с этим видом йоги, называемая шамбхави-мудра.
Медитацию часто практикуют с закрытыми глазами. Но это также можно делать с полуоткрытыми глазами и сосредоточенными внутри, следуя хорошо продуманной технике йогов и тантристов, называемой Шамбхави мудра.
Шамбхави мудра - божественный метод пристального взгляда внутрь, чтобы устранить умственные отвлечения, пребывания в глубинах своего существа с внутренним вниманием и открытия себя высшим силам природы.
Эта мудра названа в честь Шамбхави или Парвати (Дурга), супруги Господа Шивы. Шамбхави, символизирующая Шакти, божественную энергию, которая движет существованием вселенной.
Слово «Шамбхави» на санскрите означает «Возлюбленный Господа Шивы». Считается, что когда Парвати спросила Шиву о просветлении и различных йогических практиках, которые могут привести к высшим состояниям сознания, он научил ее технике Шамбхави Мудры.
Ее проявление в человеческом существе лучше всего реализуется с помощью этой мудры, которая основывается на практике отождествления макрокосма и микрокосма.
Шакти дремлет у основания позвоночника в четырехлепестковом психическом центре (чакре), муладхаре (мула = корень; адхара = опора). В своем пробужденном состоянии она движется через сушумна нади, проводник Шамбхави шакти, о чем упоминает Сватмарама йоги в своем труде 14 века «Хатхайога прадипика» (IV.18).
Кундалини Шакти проникает в тонкие центры – свадхиштхану, манипуру, анахату, вишуддху и аджну – один за другим, пока не соединится с Шивой в сахасрара чакре, тысячелепестковом лотосе в полости мозга. Свадхиштхана чакра находится в корне полового органа, манипура, в области пупка, анахата, в области сердца, вишуддха, у основания горла, и аджна, между бровями. Шамбхави также означает отверстие в макушке головы, через которое, как полагают, "я" выходит во время смерти.
Согласно Хатхайога Прадипике (IV.36), Шамбхави мудра имеет три характеристики. Практикующий (садхака) внутренне внимателен к Брахману, высшей реальности. Он способен гармонизировать ум и прану, жизненную энергию. И, наконец, он сохраняет зрение устойчивым таким образом, что кажется, что он видит все, в то время как на самом деле он ничего не видит снаружи, ни внизу, ни вверху.
Начинающий может смотреть на кончик носа или фиксировать взгляд на чем-то внешнем, например, на пятнышке света, черной точке на белом или естественном объекте, таком как солнце, луна или звезда, не моргая (тратака). Но продвинутые искатели концентрируются на пространстве между бровями, закатывая оба глаза вверх. С практикой пристальный взгляд становится непроизвольным, и человек спонтанно испытывает единение с Высшим Существом (самадхи). Даже когда глаза закрыты, садхака способен наблюдать объект фокусировки во внутреннем пространстве своего ума (чидакаша).
Шамбхави мудру лучше всего практиковать под руководством Гуру (посвященного Мастера) в сиддхасане (совершенной позе) или падмасане (позе лотоса), с джняна мудрой - позой рук, положенных на колени, в которой кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца. Это сопровождается ритмичным дыханием (пранаямой), размышлением об Абсолютной реальности (брахмане) и воспеванием изначального звука, АУМ (манаса джапа).
Шамбхави мудра оживляет физическую, витальную, ментальную и интеллектуальную оболочки (кошы) в тонком человеческом теле (сукшма шарира), усваивая сознание, протекающее в мирских объектах. По мере того, как глаза, называемые окнами ума, стабилизируются, капризы читты, вещества ума, автоматически обуздываются, а шишковидная железа активируется с повышенным уровнем осознания. Когда активный и пассивный аспекты Высшей Реальности, то есть Шакти и Шивы соответственно, объединяются внутри, открывается третий глаз садхаки. Шамбхави мудра усиливает альфа-волны мозга, повышая креативность и концентрацию. Она устраняет депрессию и лечит бессонницу.
Гхеранда Самхита (Gheraṇḍa saṃhitā धेरंड संहिता) (III.60), вайшнавский трактат по йоге конца 17 века, подтверждает эту точку зрения. Того, кто достиг совершенства в Шамбхави мудре, называют живым воплощением божественности (брахмарупа). Его дыхание замедляется. Иногда он на короткое время теряет физическое сознание и совершает непроизвольные движения тела. «Какая бы чудесная шунья (пустота) или ашунья (не пустота) ни воспринималась, ее следует рассматривать как проявление этого великого Шамбху (Шивы)», - утверждает Хатхайога прадипика (IV.36).
Существуют и другие виды шамбхава йоги, когда практикующие, развив достаточную силу внимания (авадхана), обращают всю силу концентрации этого осознания на свое блаженное сознание для того, чтобы уловить это психическое состояние и остаться в нем.
Это переживание блаженства «Я» фактически доступно каждому при разных обстоятельствах. Например, чистое «Я» - сознание каждого человека на короткий миг сияет своим собственным лучезарным светом в тех ситуациях, когда мы испытываем сильные эмоции, такие как гнев, радость, изумление, и т.д., или же во время какого-либо приятного переживания, или в промежутке между двумя мыслями, или в состоянии между бодрствованием и сном. Наиболее бдительные практикующие, обладающие повышенной внимательностью, осознают внутреннюю природу чистого Сознания в такие моменты. Затем, уловив ее сосредоточенным в одной точке осознанием, они стараются утвердиться в этом состоянии Самораскрытия на какое-то время. Со временем и приобретением большего опыта в практике, эти переживания «Я» длятся дольше и постепенно более тонкие уровни этого переживания оставляют все более глубокие
следы в подсознании.
Наконец, это переживание «Я» становится сущностной природой, практикующих йогу.