Домнинские дворы, д. 10, Тульская область

Йога

Согласно системе Трика, йога — это теологическая практика, помогающая достичь реализации абсолютного единства между практикующим и Абсолютной реальностью, т.е. между йогином и Абсолютом.

योगं एकत्वं इच्चन्ति वस्तुनो ऽन्येन वस्तुना। 

(Малинивиджаятантра, 4,4)


«Единство одного (ограниченного существа) с другим (Всемогущим Богом) называется йогой».

Практикующим йогу предписывается осознать свою забытую истинную природу и узнать себя как Абсолют, Парамашиву. Считается, что такая реализация легко достижима с помощью Трика йоги, если она сочетается с глубокой преданностью Богу и правильным теоретическим знанием. Теоретическое знание устраняет умственные заблуждения йогинов и их неверные представления о Реальности, а преданность очищает их сердца, помогая им действительно почувствовать и испытать истину. Таким образом, йога Абхинавагупты — это интегральный процесс развития как ума, так и сердца. Люди с недостаточной ясностью ума не могут осознать истину, в то время как бессердечные не способны ее усвоить.

«Сознание сияет само собой и остается неподвижным как пламя в лампе, горящей в безветренном месте».

सुषुप्तं तु देहाद्यनादरकृतं अचिरकालं च इति विशेसः। तत्रापि श्रमकृतं निद्रा धातुदोषकृतं मूर्च्चा द्रव्यकृतं मदोन्मादादि स्वातन्त्र्यकृतं समाधिर् इत्यवान्तरभेदाः॥
«Состояние сна является результатом полного отсутствия осознавания существования тела. Оно кратковременно и, в этом отношении, отлично от пралаи (растоворения явлений). Сон вызывается усталостью, потеря осознания происходит по причине дефекта какой-то части тела, опъянение или безумие может быть вызвано пищей или напитками, самадхи же приходит в результате действия собственной свободной воли. Существуют разные его виды».

 ("Ишварапратьябиджнявимаршини" с "Бхаскари", II. 265).
 

Абхинавагупта советует практикующим подняться над сушупти на более высокие уровни четвертого психического состояния, называемого турья, состояния спонтанного раскрытия божественной природы Я.
 

Важной чертой Трика йоги, которую нельзя найти в других системах, является доктрина воодушевленной устремленности -"одержимости" (самавеша). В самавеше практикующие спонтанно обретают состояние Шивы. Это не тот вид одержимости, при котором одержимый и входящая в него сила различны. Скорее, в самавеше йогины входят в состояние единства, и их ограниченные индивидуальности разрастаются до вселенского Я-сознания, божественное могущество которого они ощущают. Самавеша определяется как погружение зависимого индивидуального сознания в свободное Сознание. Фактически, это внезапная непосредственная интуитивная реализация собственной Божественной Сути, называемой ишварапратьябхиджня.
Достаточная практика самавеши приводит к состоянию дживанмукти (освобождению в этой жизни), находясь в котором йогин развивает сверхъестественные способности (сиддхи). Дживанмукта может использовать эти божественные силы по своему желанию, хотя такая возвышенная личность скорей всего предпочтет не вмешиваться в естественный ход событий.

Такого рода йогическое достижение не считается преградой на пути к окончательному освобождению. Скорее, оно рассматривается как вспомогательное, так как устраняет любое сомнение по поводу божественной природы Я и развивает твердую веру в последующее достижение абсолютного единства с Парамашивой по окончании жизни. Затем, эти способности помогают утвердить веру и уверенность в умах достойных учеников, которые видят, что наставник, будучи сам освобожденной личностью, может освободить других.
Самавеши можно достичь как на начальных, так и на высших уровнях Трика йоги.
Абхинавагупта разделяет Трика йогу на три основные категории, известные как шамбхава, шакта и анава. Анава йога подразделяется на дхьяна, уччара, карана, дхвани и стханакальпана. Наконец стханакальпана далее делится на шесть способов медитации на внешних предметах, известных как шададхван.

«Шри Рама спросил: О Господь! О Махадэва! Меня озадачили твои слова, которые ты недавно произнёс. Ты выглядишь, словно чистый кристалл, у тебя особенная внешность. Ты восседаешь здесь вместе со своей супругой Умадэви и своими слугами. Как ты создал всю эту вселенную, образованную из пяти элементов? Пожалуйста, объясни мне подробно и просвети меня.

- Знайте, что во всей этой вселенной нет никого, кроме меня. Я недвойственен. Я древний. Я вечен и я также невечен. Я безгрешен. Я тот, кого называют Брахманаспати. Я – все стороны света. Я – Савитри, я Гаятри. Все эти мужчины, женщины и евнухи, – тоже я.

Я – Триштап, Ягати, Ануштап, Панкти чандас. Я – тот, о ком говорится в Ведах. Я – истина, я – мир, я – уважение. Я –Повелитель Вселенной. Я – самый древний. Я – Владыка всего. Я – Бхагаван. Я – Господь. Я –божественный свет.

Я – Итихасы и Пураны. Я – кальпа (эон). Я – упа-кальпа (манвантара). Я – тот, кто создаёт эти кальпы. Я – знание. Я – гимны Упанишад. Я – мантра и я также Викхъяна (комментарий). Я – священные жертвоприношения. Я – жертвователь. Я – подношение. Я – Ихалока (этот материальный мир, где джива принимает рождение). Я – Паралока (мир, куда после смерти идёт джива). Я – акшара (нетленный) и я – также кшара (тленный). Я – все эти создания. Самообладание, спокойствие и тайна – тоже я. Я везделикий. Я – конец. Я – середина. Я – дверь. Я – вне и я внутри. Я на переднем плане и я на заднем плане. Я бессмертен. Я – свет и я – также тьма. Я – индрии (органы)и я также танматры. Я – ум, разум и эго. Я также вишвайи (объекты). Я – Брахма, я – Вишну, я –Махешвара, я – Ума, я – Сканда, я – Винаяка. Я – Индра, Агни и также Яма. Я – Найрути, Варуна и Вайю. Я – Кубера. Я – четырнадцать миров. Я – солнце, я – месяц, я – звёзды и также планеты. Я – все эти существа. Я – прана (душа). Я – время, смерть и вечность. Я – прошлое, настоящее и будущее. Я на самом деле всё!

Я вбираю в себя всё творение (в конце времени). Я – высший свет. Я пребываю в глубине сердца всех существ. Я живу в существах как прана (душа)».

Мудрый человек, который осознаёт меня как Абсолют, природа которого бытие, знание и блаженство (Сатчитананда Брахман), никогда ничего не боится.

Для меня не существует такого понятия как конец. Я вне рождения и смерти. Я вне пяти элементов природы. Таким образом кто осознаёт меня как Параматму, который свидетель всего, который чист и живёт в сердце, лишь такие люди достигают меня. О Рама!»

(ШИВА-ГИТА. Глава 6: Вибхути-йога, 1-3, 11-26, 30, 51-56, 57-60).

 

У нас есть возможность встать на путь освобождения, беспристрастности и полноты на примере  Шри Рамы. Таким же образом, когда Рама чувствует себя несчастным и подавленным, скорбит о разлуке со своей возлюбленной и предается стопам Господа Шивы, сострадание Шивы изливается в форме Шива-гиты. 

В Шива-гите акцент делается на величии ученика Шри Рамы, которого Господь Шива хочет сделать хранилищем всех знаний обо всех путях освобождения.

"Каковы намерения, таково и становление". 

“Яд бхавам тат бхавати”. В Бхагавад-гите говорится - о каком бы облике человек ни думал во время смерти, когда он покидает тело, которого он достигает, чьи желания соответствуют этому конкретному воплощению. В Дхаммападе также отмечается: “Все, чем мы являемся- является результатом того образа мыслей, который нам свойственен”.

В Шива-гите Господь наставляет Шри Раму на благородный путь Кайвальи, рассказав ему о непостоянстве мирского существования.

Кайвалья - это состояние полного выхода за пределы человеческого (Апара) и освобождения от всех ограничений майи - высшее состояние человека Парам Падам согласно Йогататвопанишад. 

В Теджобинду-упанишадах говорится, что Брахман - это все и все одно. “Сарвам Брахмайва кевалам”.

 

Познание "я", для которого нет ни источника, ни становления, ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, ни пространства, ни вечности, ни просветления (видья), ни иллюзии (авидья). Единственный (Кевала) молчалив (Мона). Безмолвие "я" является его собственной природой.  (Маунам ити вйакхйанам сантам шивам адвайтам сарва сакшин).

В Шива-Гите Абхиджнана Шакунтала Ягьявалкья говорит Майтрейи, что эту Атму нужно «увидеть» (драштавья), пройдя путь трансформации, то есть Атмическая реализация происходит через Мокшу, и поэтому для достижения Мокши самореализация является непременным условием, и эта самореализация возможна через шравану (Ведантанам татпарйа нирнайах), манану (юктйа сахачинтанам) и нидидхьясану (Брахмабхьяса).

 Шравана - принятие ведических истин из уст гуру, обладающего самопознанием,  манана - продолжительное размышление над этими  истинами в течение длительного времени и нидидхьясана заключается в том, чтобы полностью осознать разницу между "я" и "не-я", которая мешает атмическому знанию и потоку мыслей быть направленными на единого и единственного Брахмана путем усвоения приобретенного знания, и благодаря этому человек обретает осознание Брахмана. 

Чтобы совершать благую шравану, человек должен обладать непривязанностью и бесстрастием, потому что благодаря этому происходит очищение мыслей и устранение иллюзий, а благодаря действиям без желания человек обретает чистоту мыслей.

Следуя путем Трика йоги, принципам  Кармы, Упасаны и Гьяны, мы достигаем цели.  От Кармы и Упасаны человек получает Гьяну, от Кармы он получает внутреннюю чистоту (Читтасуддхи), а от Упасаны происходит концентрация мысли, и через Гьяну он получает Мукти (“джнанагним сарвакармани бхасмасаткурутетатха” — Бхагавад-гита . IV-37) и через все это вечное неизмеримое Блаженство. Шива-Гита учит, что все эти пути не противоречат друг другу, а дополняют.

“Шива-йогин, направив свое внимание на внутреннее блаженство, которое возникает по случаю огромной радости или при встрече с близким родственником после долгого времени, должен погрузить свой ум в это блаженство и стать единым с ним"

 (Виджнянабхайрава, 71).

 

Йогин должен фиксировать свой ум на каждом явлении, которое приносит удовлетворение (потому что) в нем возникает его собственное состояние бесконечного блаженства».

 

(Виджнянабхайрава, 74).

 

Трика йога - это философия, которая охватывает жизнь во всей ее полноте. В отличие от пуританских систем, она не уклоняется от эстетически приятных аспектов жизни как от чего-то недуховного или загрязненного. Напротив, в кашмирском шиваизме большое значение придается эстетическому качеству духовной практики. На самом деле, признание и проживание эстетического аспекта Абсолюта является одним из центральных принципов этой философии.

 

(Б. Н. Пандит, Конкретные принципы кашмирского шиваизма (3―е изд., 2008), стр. 124-125).

 

Трика йога  включает в себя множество методов йоги, которые были разделены на три группы, известные как самбхава, шакта и анава. Самбхава-йога состоит из практик прямого постижения истины, не прилагая никаких усилий к медитации, созерцанию или изучению текстов. Акцент делается на правильном бытии, свободном от всех аспектов становления. Эта йога выходит за рамки использования шаблонов умственной деятельности. Шакта-йога состоит из многих видов практик созерцания истинной природы истинного "Я". Анава йога включает в себя различные формы созерцательной медитации на объектах, отличных от вашего реального "Я", таких как ум, жизненная сила вместе с ее пятью функциями (пять пран), физическая форма вместе с  нервными центрами, звуки, дыхание и различные аспекты  времени и пространства.

В отличие от многих других форм йоги, система Трика свободна от всех видов подавления ума, подавления эмоций и инстинктов и истощения чувств.  Безразличие (вайрагья) к мирской жизни не является предварительным условием для практики трика-йоги. Чувственные удовольствия автоматически становятся скучными по сравнению с неописуемым опытом Само-блаженства (Сатчитананда). Это преобразующий опыт, который естественным образом порождает мощную форму спонтанного безразличия к мирским удовольствиям. Наконец, независимо от касты, вероисповедания и пола, Трика йога открыта для всех людей, которые по милости Господа развили в себе стремление познать истину и стали преданными Божественному.

Древние мудрецы кашмирского шиваизма не искали истину только в логике и интеллектуальных путях познания. Они гораздо больше полагались на свой опыт во время глубоких йогических состояний, чтобы понять и прояснить вековые философские дилеммы. Они открыли Абсолют внутри себя и обнаружили, что они едины с ним. Они изучали "Я", лежащее за пределами ума и эго, и обнаружили, что Это - божественная, творческая энергия. Бог не был каким-то далеким правителем или какой-то инертной сущностью. Эти мудрецы осознали и признали, что Он был внутри всего, был жизненной силой самой жизни и всегда был единой трансцендентной Реальностью. Таким образом, кашмирские шиваиты учили принципу теистического абсолютизма.

На протяжении веков индийские философы спорили о том, реален этот мир или иллюзия. В процессе наблюдения за раскрытием своей собственной творческой энергии во время медитации мудрецы Кашмира нашли источник всего творения и стали свидетелями того, как все в этой вселенной эволюционирует из единой абсолютной Реальности в проявление, которое также реально. Поскольку все творение существует внутри Абсолюта, они установили принцип духовного реализма.

“Кашмирский шиваизм учит системе йоги, которая ведет к высочайшему уровню самореализации и раскрывает самые сокровенные тайны природы "Я".В практике этой йоги ученик способен выйти за пределы различных уровней сушупти и турьи, и, наконец, погрузиться в блаженное переживание Себя как единого с Абсолютным Сознанием.

Риши  Дурваса дал наставления Шри Кришне о практике йоги. В шестой главе Бхагавадгиты говорится:

 «Верховный Господь сказал: Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину живет в отречении от мира. Именно он - настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не выполняет своих обязанностей.

«Знай же, о сын Панду: то, что называют отречением от мира, по сути дела, и есть Йога, или воссоединение со Всевышним, ибо йогом можно стать, только избавившись от стремления к чувственным удовольствиям».

Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.

Тот, кто обуздал ум, уже осознал Сверхдушу, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.

Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим свое «Я» и называют йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.

Тело, ум и душа йога должны быть всегда заняты деятельностью, связанной со Всевышним. Ему следует жить одному, в уединенном месте, постоянно держать ум в повиновении и быть свободным от желаний и собственнических чувств.

Подобно тому как пламя светильника горит ровно в тихом месте, йог, обуздавший ум, всегда остается погруженным в медитацию, устремив внутренний взор на свое истинное «Я».

Благодаря чистоте ума он (йог) обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с миром иллюзии».

(Бхагавад-Гита как она есть. Глава 06. Дхьяна-йога).

 

 

«Образ его незрим, никто не видит его глазом;

Те, кто сердцем и разумом знает его, пребывающего в сердце, становятся бессмертными.

«Нерожденный!» – с такой [мыслью] человек прибегает [к тебе].

О Рудра, пусть твой лик, что благосклонен, всегда охраняет меня.

Познав безначального, бесконечного, [пребывающего] в средоточии беспорядка, всеобщего творца, многообразного,

Единого, объемлющего вселенную, бога, [человек] освобождается от всех уз.

Кто знает постигаемого сердцем, бестелесного, творящего бытие и небытие, приносящего счастье,

Бога, творящего элементы, – те оставляют [свое] тело».

 

(ШВЕТАШВАТАРА УПАНИШАДА, 4 часть, 20-21, С. 125., 5 частьт, 13-14, С. 127. Упанишады в 3-х книгах. Кн. 2-я. Пер. предисл. и комм. А.Я. Сыркина).

 

У нас есть возможность встать на путь- САДХАНы- Внутренний Путь Духовной Дисциплины.

Садханой в жизни является буквально все; каждое действие, мысль, слово оказываются шагом, либо приближающим нас к Совершенству, либо отдаляющим от Него. Будучи жизнью, - Божественное  находится в каждой клеточке; будучи энергией, - Оно пребывает в каждом атоме.

Согласно Санскритско-английскому словарю Monier-Williams слово "садхана" (sadhana) переводится - "ведущее прямо к цели", "практика", "осуществление", "поклонение", "почитание", "духовное делание", "утверждение истины", "подвижничество".

Всякий человек наделен разумом, посредством которого может исследовать, постигать и переживать главную Истину, а именно - Истину Самого Бога. Садхана ставит человека на внутренний путь (нивритти маргу). Он совершенно отличен от пути (правритти марги), уводящего в объективный мир, где царит обман чувств и заблуждение.

Практики «Трика Йоги» Гуру джи Свами Пранаб Рой Удасин позволят  спокойно и беспрепятственно двигаться к Блаженству Самореализации.

«Для йогина, чье сознание полностью утверждено в четвертом (трансцендентном) состоянии, с прекращением желания прекращается состояние эмпирической индивидуальности. 

Когда желание прекратилось, он использует тело, состоящее из грубых элементов только как покров, и он становится полностью свободным и совершенным как Шива, совершенная Реальность.

Связь праны (универсальной жизненной силы) с телом естественна.

Во всех каналах: левом, правом и центральном присутствует прана шакти .

Посредством постоянной практики осознавания Реальности в центре того места, где пребывает прана, это осознавание присутствует во всех обстоятельствах и во всех условиях.

Такой йогин осознает Божественное снова и снова, внутри и вовне».

(ШИВА-СУТРЫ. Раздел III, Анава — упайя, 41-45, Перевод А.В. Арапова).