В Индии поговорка "Атити Дево Бхава" соответствует истине, следование ей – закон проявленного гостеприимства. Это означает, что "гость эквивалентен богу". Это санскритский стих, взятый из индуистских священных писаний, который позже стал частью Кодекса поведения для индуистского общества, поскольку гость всегда имел первостепенное значение в культуре Индии.
Вриндаван
वृन्दावन Vṛndāvan
Матхура - один из семи самых священных городов индусов, другими являются Уджайн, Харидвар, Каши, Канчи, Пури и Дварака. Расположенный на берегах реки Ямуна, в современном штате Уттар-Прадеш, Матхура имеет долгую историю, традиции, связанную с жизнью Господа Кришны.
Священный город Вриндаван, расположенный недалеко от Матхуры, является важным центром паломничества в регионе Брадж, который ежегодно привлекает около 500 000 паломников. Считается, что во Вриндаване Господь Кришна провел свое детство. Название Вриндавана происходит от слов "вринда", что означает базилик, и "ван", что означает лес. В данном конкретном случае предполагают, что упомянутый лес - это либо Нидхиван, либо Сева Кундж. Во Вриндаване есть настоящая сокровищница прекрасных храмов, посвященных Господу Кришне, среди которых Банк Бихари, ИСККОН, Гопешвар Махадев, Шахджи и Говиндео, среди прочих. Эти храмы расположены на берегу реки Ямуна среди зеленого леса Вриндавана. Лучшее время для посещения - во время Холи и Джанмаштами, когда в городе царит атмосфера божественного даршана, проходят церемонии пуджи или между октябрем и мартом.
Вриндаван – уникальное место, способное помочь нам испытать радость единства с преданными Кришны, получить доступ к божественному и даже полностью погрузиться в него. Такое место эмпирического перехода между физическими мирскими сферами и измерениями в божественные - называется тиртха. Статус Вриндавана как тиртхи сделал его центром Бхакти и примером непрерывности традиций, берущих начало в сакральных текстах, сохранившихся до сегодняшнего дня, что делает паломничество во Вриндаван, вне зависимости от веры каждого, – благостным и важным.
Почему Вриндаван является тиртхой? Около 5000 лет назад Господь Кришна пришел жить во Вриндаван специально для того, чтобы насладиться Своим собственным творением – и Он пришел не один. Каждое отдельное божественное существо приняло ту или иную форму во Вриндаване, чтобы они могли стать свидетелями божественной игры (лилы) Кришны.
Сегодня всё во Вриндаване по-прежнему пропитано и населено этой божественностью, и, таким образом, это облегчает духовный опыт тем, кто его ищет. Эта удивительная особенность Вриндавана стала катализатором бесчисленных форм искусства и культурного самовыражения, а также религиозной преданности. Зная больше о Вриндаване, вы, вероятно, найдете новые способы взглянуть и оценить повседневные аспекты жизни и культуры в Индии и за ее пределами, которые на самом деле связаны с Вриндаван тиртха.
Некоторые знают Вриндаван как место для посещения знаменитых храмов, таких как Прем Мандир, храмовый комплекс площадью 54 акра, над которым 12 лет трудились не менее 1000 высококвалифицированных ремесленников; Кришна Баларам или храм ИСККОН, где храмовые украшения и блюда, предлагаемые божествам, известны повсюду своим качеством и красотой; или Храм Банка Бихари, где, как известно, божество Кришны сотворило бесчисленные чудеса.
Красота Вриндавана, предлагающая свои видения постоянного присутствия Господа Кришны, сохраняется не только в изолированных храмах и закрытых садах, но и по всему Браджу на благо и радость грядущим поколениям.
Варанаси
VARANASI
Варанаси, или Бенарас, (также известный как Каши) - один из старейших городов в мире. Известность Варанаси в индуистской мифологии практически не имеет себе равных. Марк Твен, английский писатель, который был очарован легендой и святостью Бенараса, однажды написал: "Бенарас старше истории, старше традиции, старше даже легенды и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых".
Согласно "Вамана-пуране", реки Варуна и Асси возникли из тела изначальной личности Брахмана в самом начале времен. Участок земли, лежащий между ними, называется "Варанаси" и считается самым святым из всех мест паломничества.
Слово "Каши" произошло от слова "Каш", что означает "сиять". Каши, пропитанный традициями и мифологическим наследием, является «изначальной землей», созданной Шивой и Парвати, на которой они «пребывали» с начала времен.
Варанаси - это микрокосм индуизма, город традиционной классической культуры, прославленный мифами и легендами и освященный религией, он всегда привлекал большое количество паломников и верующих с незапамятных времен.
Пребывание в Варанаси само по себе является опытом самопознания вечного единства тела и души. Для каждого. Варанаси предлагает захватывающий опыт на пути к Мокше.
Лучи рассвета, мерцающие над Гангом, высокие берега, храмы и святилища вдоль берегов, залитые лучами солнца, окрашивают золотым светом окружающий пейзаж и Храмы – создающаяся атмосфера «даршана» волнует душу гимнами и мантрами вместе с ароматом благовоний, наполняющим воздух.
Варанаси - это «страна», где опыт и открытия искателя Духа достигают наивысшего блаженства. Варанаси также известен своим вкладом в богатую палитру культурного наследия Индии: музыки, искусств, ремесел и образования. Варанаси также славится искусством шелкоткачества, проявляющееся в драгоценных шелковых сари Банараса и шелковой парче, которые сегодня ценятся как предметы коллекционирования по всему миру.
Он также является центром обучения и цивилизации уже более 3000 лет, и был одним из первых крупных городских поселений в долине среднего Ганга. Город был популярным промышленным и коммерческим центром благодаря производству муслина, шелковых тканей и изделий из слоновой кости. Будда произнес свою первую проповедь на северной стороне Варанаси под названием Сарнатх в 6 веке до нашей эры.
Кроме того, город остается центром религиозной, образовательной и художественной деятельности. Это место, связанное с санскритом, йогой, почитало многих известных писателей, таких как Прем Чанд и Тулси Дас.
Легенды Варанаси насчитывают около 10 000 лет, восходя к древнейшим эпосам индуистской литературы, включая Пураны, Веды и Махабхарату. Говорят, Варанаси - это город Господа Шивы, который ходил сюда со своей женой Парвати в начале времен. Это также может быть поле битвы, где бог Кришна поджег двойника, но самозванца Кришны, или место, куда Господь Рама пришел, чтобы совершить покаяние после убийства демона Раваны.
"Банарес сам по себе энциклопедия, у него 100 измерений, вы не можете описать это даже в книге", - говорит Мехта.
В стране, где большинство городов имеют как минимум два названия, для Варанаси их более сотни. Местные жители до сих пор называют его Банарас, возможно, в честь мифологического царя Бенара. В "Рассказах Джатаки", сборнике древних буддийских народных историй, город называется Джитвари, что означает "место, где бизнес идет хорошо", или Пушвавати, что означает "город-сад цветов", или Молини, что означает "город-сад лотоса".
Под названием Каши город был одним из 16 великих индийских Царств, упоминаемых в древних буддийских текстах первого тысячелетия до нашей эры, когда строительство дорог и чеканка монет привели к расцвету торговли. Железные наконечники стрел и укрепленные города, обнаруженные археологами, свидетельствуют о жестоких столкновениях между Царствами, но это была также эпоха ненасилия (ахимса). Гаутама, позже известный как Будда, произнес свою первую проповедь в эту эпоху. И Махавира, основатель аскетической и ненасильственной религии джайнов, родился в этот период.
Древние руины Старого Варанаси находятся на плато Раджхат, в северо-восточной части города. Здесь археологи обнаружили керамику, датируемую 1000 годом до н.э., и разрушенную каменную кладку, датируемую 1500 годом н.э., что позволяет предположить, что этот район был постоянно заселен в течение 2500 лет.
В городе 88 гат. Большинство из них используются для совершения религиозных обрядов, и лишь немногие используются исключительно в качестве мест кремации. Маникарника и Харишчандра используются исключительно для мест кремации. Большинство гат были перестроены в 18 веке, когда город перешел под власть маратхи.
Это старейший гхат Варанаси, расположенный недалеко от храма Каши Вишванатх. Согласно индуистской мифологии, Брамха создал этот гхат, чтобы приветствовать Шиву, а также принес в жертву десять лошадей во время Даса-Ашвамедха ягьи, проводимой здесь. Каждый вечер после захода солнца группа священников исполняет Ганга Арти, которая длится 45 минут. Ганга Арти - посвящение Шиве, Ганге, Сурье, Агни и всей Вселенной. По вторникам проводятся специальные Пуджи и религиозные фестивали. Этот гхат находится недалеко от храма Каши Вишванатх.
Это основное место кремации индусов. Согласно индуизму, смерть рассматривается как врата в другую жизнь, освобождение от результатов кармы. Считается, что человеческая душа достигает Мохаса- Мокши, когда кремируется здесь. Согласно мифу, здесь упала серьга Сати.
Это самые южные гаты в Варанаси. Поскольку он расположен на слиянии реки Ганга и реки Асси, его называют Асси Гат. Согласно мифологии, утверждается, что богиня Дурга бросила свой меч в реку Асси после убийства демона Сумбха-Нишумбха. Это один из самых посещаемых Гат и мест паломничества.
Джайнский Гхат - место рождения Супаршванатхи и Паршванатхи (7-й и 23-й Тиртханкары). Это святое место для последователей джайнизма и один из древних храмов Тиртханкара Супарсванатх.
Несколько других известных гат - это Тулси Дас Гат, Чет Сингх Гат, Дарбханга Гат, Ахилябай Гат, Харишчандра Гат, Манмандир Гат и многие другие.
Посетите древние храмы Варанаси
С более чем 3000 храмами и святынями, разбросанными по ландшафту Каши, Варанаси также известен как город храмов. Красота этих храмов подтверждается тем, что они упоминаются в сакральных текстах, иллюстрируется в пантеонах и мурти на священных алтарях.
Храм Каши Вишванатх является самым почитаемым и посещаемым храмом Варанаси. Он считается самым священным храмом для индуизма. Другие храмы, которые вы можете посетить, это Бхарат Мата Мандир, Санкат Мочан Мандир, Канака Дурга Мандир и Аннапрана Деви Мандир.
Храм Каши Вишванатх является одним из двенадцати Джйотирлингов – самых святых храмов Шивы. Считается, что посещение храма и омовение в Ганге ведут к Мокше (Освобождению). Данный Джйотирлинга имеет особое значение в духовной истории Индии: храм упоминается в Пуранах. Каши - место, где 1 Джйотирлинга прорвалась сквозь земную кору и устремилась к небесам.
Это также один из древних храмов Варанаси @ Vishesharganj. Считается, что Баба Калбхайрав является котвалом (главным смотрящим) города Варанаси. Баба Калбхайрав решает, кто останется в Варанаси. Вот почему те, кто приезжает в Варанаси, впервые посещают храм Бабы Калбхайрава и те, кто покидает город, останавливаются здесь, чтобы получить его разрешение.
Храм Санкат Мочан посвящен Господу Хануману и расположен в южной части Варанаси. Этот храм был построен Госвами Тулсидасом, автором "Рамчаритраманаса", когда ему было видение Господа Ханумана. Каждый год в апреле в храме Санкат Мочан проводится концерт классической музыки и танцев. Этот праздник также известен как Санкат Мочан Сангит Самарох. В этом фестивале принимают участие великие музыканты и исполнители со всей Индии.
Этот храм посвящен Маа Дурге, которая является воплощением Шакти (Парвати). Считается, что она защищает Варанаси от проблем.
«Мать Ганга» (река Ганг) является самой священной рекой Индии. Ганге поклоняются как богине. Индуистские храмы тянутся вдоль северного, левого берега реки с того места, где ее бурлящие, с белыми барашками, ледяные потоки вырываются на свободу из мощных скал Гималаев в Ришикеше. Оттуда воды Ганги стремительно мчатся вниз по течению к Харидвару — цели бесчисленных паломников-брахманов, затем она становится шире и переходит в неторопливое течение на пути к Канпуру и Аллахабаду — родине семьи Неру. В Аллахабаде Ганга сливается со своей сестрой — богиней Ямуной (река Джамна), которая присоединяется к Ганге после того, как не спеша пронесла свои смуглые воды мимо Красного Форта Старого Дели (Лал Кила) и Агры, отражая в них ослепительные силуэты минаретов Тадж-Махала. В трижды святом Аллахабаде третья река-богиня, Сарасвати, почти невидимо сливается со своими сестрами Гангой и Ямуной. Затем они все вместе несут свои воды в Варанаси (Бенарес) — святейший из всех святых городов индуизма. Некоторые считают, что Варанаси — самый древний город на Земле, но для любого благочестивого последователя индуизма это самое святое место, где он может умереть. Переполненные храмы Варанаси поднимают свои красочные каменные шпили к небу, подобно сплетенным рукам молящихся, устремленных в своих мольбах к небу. Лестницы (гхаты) спускаются от храмов вниз к реке, погружаясь в ее воды, которые приняли больше пепла индуистских тел, чем какой-либо другой участок воды на Земле. Едкий запах сандалового дерева, с которым сливается запах сожженной человеческой плоти и цветов, разносится ветром над водами Варанаси. Ветер вибрирует мантрическими молитвами, в нем слышно позвякивание колокольчиков брахманов, и над всем этим парят коршуны и бумажные воздушные змеи. Говорят, что воды Ганги в Варанаси имеют волшебную силу».
Стенли Уолперт Индия